Новости и полезная информация

Размышления автоинструктора

Я веду занятия по ПДД в Атомотоклубе недалеко от станции метро Красные ворота. Метрах в пятидесяти от выхода из метро есть пешеходный переход через ул.Каланчёвскую. Это довольно широкая улица и в этом месте на ней организовано одностороннее движение. Зелёный светофор для пешеходов горит не очень долго(как впрочем и во многих других местах). По всей вероятности люди, занимающиеся организацией дорожного движения, искренне и с душой заботятся о спортивной подготовке пешеходов всех возрастов, потому что тихим шагом успеть перейти дорогу на зелёный невозможно, только галопом вприпрыжку. А вот красный для пешеходов горит минуты две или даже три. Как-нибудь надо засечь точное время. Пешеходы за эти две-три минуты начинают дёргаться, как с одной, так и с другой стороны дороги. Выходят метра на два на проезжую часть. Уж очень велик соблазн перейти дорогу, потому что довольно часто бывают моменты, когда пешеходам горит красный, а машин нет. Как же тут удержаться и не попытаться перейти, а скорее перебежать, ловко уворачиваясь от проносящихся мимо автомобилей. То же самое происходит, когда идёт плотный и медленный поток автомобилей. Пешеходы лавируют между машинами. Сам грешен, один раз ждал минут пять разрешающего сигнала светофора, не дождался и пошёл лавировать.

Интересно то, что метрах в ста от этого надземного перехода есть подземный, ближе к Садовому кольцу. Я в один прекрасный момент поймал себя на мысли о том, что даже когда не тороплюсь и в запасе у меня есть не менее получаса, всё равно стою на светофоре вместе со всеми и, образно говоря, "участвую" в процессе. Конечно, подземный переход организован совсем не в том месте, где должен был бы быть. Научно выражаясь, строители, или те, кто разрабатывали и утверждали планы мероприятий по безопасной организации дорожного движения, не в полной мере учли психологию. Но с другой стороны, я для себя решил, что в следующий раз обязателно пойду в подземный переход, это будет лишних метров 100-150. Но зато не торопясь, спокойно, как бы прогуливаясь. А вот когда мне захочется обычных "торопливых" эмоций, снова пойду к надземному переходу. Дело в том, что как специалист по безопасности дорожного движения, я стараюсь сам соблюдать ПДД и учу тому же своих учеников. Поэтому скорее всего у наземного перехода в ожидании зелёного сигнала светофора я потрачу примерно столько же времени, сколько и на этот небольшой крюк, используя подземный переход.

По своей натуре я индивидуалист. Не хочется быть частью стада. Но когда я вдруг в переходе метро понимаю, что бегу сломя голову вместе со всеми и толкаюсь на эскалаторе, и вдавливаюсь в вагон, и совершаю все остальные неосознанные действия, как автомат, запрограммированный на одно действие - спешка. Мне становится обидно. Я говорю не о том, чтобы всегда и во всём обязательно и любой ценой противоречить большинству. Я говорю о том, чтобы не подражать большинству, когда это неправильно. Неправильно в глобальном смысле. Неправильно с точки зрения того примера, который мы подаём молодёжи, неправильно с точки зрения безопасности, неправильно с точки зрения культуры и воспитания. Стоя и наблюдая за людьми, переходящими улицу по этому самому наземному переходу, я обратил внимание на то, что на запрещающий сигнал дорогу переходили и молодые, и пожилые, порой демонстрируя удивительную прыть, военные различных званий, сотрудники милиции, работники МПС в форменной одежде. Солидные дяденьки-бизнесмены и тётеньки-бизнеследи. Да и я сам тоже не удержался как-то раз. По моим наблюдением и субъективным оценкам терпеливо стоят и ждут разрешающего сигнала светофора не более 10% пешеходов. Эта цифра реально отражает состояние нашего общества в плане культуры, воспитания и законопослушности. Представляете, 90% населения готовы с лёгкостью нарушить установленный порядок ради…. А ради чего? Ну здесь конечно можно много "выгод" и разнообразных благ привести. Экономия времени, особенно если торопишься, очевидна, если конечно машиной не собьёт. Я, тьфу-тьфу-тьфу, ещё ни разу не видел такого на этом переходе. А ещё удовлетворение от сознания того, что не пришлось нарушать из-за какого-то светофора свой ритм движения. Я ведь уже набрал крейсерскую скорость и неумолимо двигаюсь к намеченной цели. И тормозить на светофоре ради соблюдения каких-то непонятно для чего придуманных Правил дорожного движения просто глупо.

Станет наше общество когда-то законопослушнее? Или отказавшись от русской бесшабашности, мы потеряем часть своего национального характера? Вот японцы очень аккуратные и законопослушные, но у них один из самых высоких уровней самоубийств в мире. Как бы добиться осознанной самодисциплины и при этом избежать нежелательных побочных продуктов.

<< Вернуться назад