Новости и полезная информация

Полезная информация от Глазкова

а. Сцепные свойства автопокрышек

б. Движение задним ходом

в. Женщина за рулем.

г. Водительское мастерство и психология водительского труда.

д. О безопасном и безаварийном управлении автомобилем.

а. Сцепные свойства автопокрышек

Имеется в виду способность покрышек цепляться за дорогу. Мы не будем претендовать на истину в последней инстанции и растекаться по древу в объеме докторской диссертации.

Сразу же позволю себе развеять миф, придуманный производителями, а скорее, продавцами покрышек: всесезонной резины в природе не существует. Перепад температур, при которых работает автомобильная резина, в течение года в нашей стране превышает 120 град. по Цельсию, а промышленность пока не выпускает покрышек, имеющих неизменные характеристики во всем этом диапазоне. Ситуация схожа с медициной. Периодически рекламируют лекарства почти от всех болезней. Вот тебе баночка таблеток, пей и тебе не будут страшны ни простуда, ни язва, ни кариес, ни гипертония. Так же и с покрышками. Зимние изготавливаются из более мягких сортов резины с большим содержанием каучука и других специальных добавок, летние же - из более твердых. Как ни крути, а летом мы ходим в легких сандалетах, зимой же комфортнее в меховых ботинках на толстой рифленой подошве.

И еще один момент - если зимой вы в основном ездите по асфальту, ну например, в Москве, настоятельно советую вам использовать хорошую зимнюю, но не шипованную резину. Проверено - шипы подскальзываются на асфальте и тупятся, поэтому вскоре станут бесполезными и на том покрытии, для которого они и предназначены, на укатанном снегу и льду.

Повторюсь - универсальной резины не существует, поэтому в идеале нужно было бы обувать резину, соответствующую конкретным дорожным и погодным условиям. Реально ли это, решайте сами. Подчеркну, что данная информация адресована в основном новичкам и профессиональным инструкторам, которых я приглашаю к обсуждению различных нюансов обучения вождению.

б.Движение задним ходом

Нужно ли уметь двигаться задним ходом? Вопрос этот риторический. Ответ должен быть только утвердительным. Более того - каждый уважающий себя водитель обязан уметь двигаться задним ходом так же комфортно и безопасно для себя и окружающих, как и передним. Опыт, наработанный преподавателями по вождению, говорит о том, что для уверенной и осознанной езды задним ходом необходимо накатать от 30 до 50 км этим самым задним ходом.

Так как подавляющее число начинающих водителей не уделяет этому вопросу должного внимания (в обычных автошколах по большому счету не учат ездить задним ходом), то набор нужного километража происходит только через 2-3 года. Чревато это мятыми крыльями и разбитыми фарами своего и чужих автомобилей. Многозначительные взгляды и насмешки невольных свидетелей безуспешных попыток припарковаться задним ходом тоже не вселяют оптимизма и не прибавляют хорошего настроения. А между тем вопрос решается достаточно просто.

Терпение, настойчивость и осознанные усилия в конечном итоге приводят к нужному результату. Достаточно целенаправленно выполнить на безопасной площадке несколько упражнений габаритной подготовки. Обычно необходимо около 10-15 часов для того, чтобы заложить основы чувства своего автомобиля и понять принципы управления при движении задним ходом. Параллельно ученик добивается автоматизма в работе с органами управления. Форсировать процесс овладения водительским ремеслом невозможно. А вот замедлить - пожалуйста. Многое зависит от способностей ученика, его упорства и от того, какой инструктор проводит обучение. Вкладывает ли он душу в свое дело. Действительно ли он делает все возможное для того, чтобы помочь ученику освоить автомобиль или просто отбывает повинность.

Не боги горшки обжигают. Научить осознанно водить автомобиль можно фактически каждого. Другое дело, что не существует такого инструктора, который способен найти подход к любому ученику. Кроме того, в зависимости от способностей ученика обучение может потребовать 10 занятий в одном случае или 20 в другом.

в. Женщина за рулем.

Женщина за рулем! Сколько копий сломано, сколько анекдотов придумано на эту злободневную тему. Чапаев и Вовочка отдыхают. А тема действительно злободневная, актуальная и очень интересная, хотя на первый взгляд может показаться, что вопрос довольно примитивен. Но это только на первый взгляд.

В формировании отношения к этой теме нашей общественности большую роль играют стереотипы. Вообще-то они везде играют большую роль. Один из основных стереотипов заключается в том, что подавляющее большинство водителей, а это мужчины, считают вождение автомобиля исключительно мужской прерогативой(слово-то какое, обратите внимание на корень, боже мой). Было бы удивительно, если бы мужчины считали по-другому. Согласитесь - стереотипы часто играют положительную роль в нашей сложной, насыщенной и напряженной жизни. Они избавляют нас от необходимости слишком много думать. Мы ведь не можем по поводу каждого события проводить научное исследование прежде, чем предпринять какое-либо действие. Если у нас нет своего собственного, вымученного, выстраданного, продуманного мнения по данному вопросу, поможет стереотип, то есть общепринятое мнение. Верно оно или нет - другой вопрос. Те же стереотипы могут сослужить и плохую службу, особенно тогда, когда мы сталкиваемся с явлениями, не вписывающимися в общепринятые рамки. И тогда оказывается, что мы просто отмахиваемся от чего-то нового, необычного, делаем вид, что этого чего-то просто не существует. Согласитесь - таким образом мы становимся примитивнее, и лишаем себя возможности развиваться.

А женщин за рулем все больше и больше, и воображение рисует картину полного равноправия женщин с мужчинами на дороге в количественном отношении. Думаю, недалеко то время, когда женщин за рулем будет если не больше, то по крайней мере не меньше, чем мужчин. Количество легкового транспорта в Москве каждый год увеличивается примерно на 100000 единиц, и вполне может оказаться так, что большую часть этих автомобилей будут водить женщины. Те, кто получил водительское удостоверение в течение последних нескольких лет, знают, что от 60% до 80% учащихся автошкол - это женщины. И это замечательно, это хорошо. Почему? А потому, что женщина от природы наделена обостренным инстинктом самосохранения. Женщина более осторожна, если хотите, более мудра. Именно поэтому женщина за рулем меньше нарушает правила, реже неоправданно рискует. Чаще перестраховывается.

Мужчины потратили достаточно много времени для того чтобы сформировать у женщин заниженную самооценку относительно их способности водить автомобиль. Здесь мы подходим ко второму стереотипу, напрямую связанному с первым. Раз вождение автомобиля не женское дела, а дело исключительно мужское, вывод напрашивается сам собой - женщины водят автомобиль хуже мужчин. Стандартное рассуждение среднего мужчины по этому поводу будет выглядеть примерно так. Если кто-то решился-таки купить своей жене автомобиль, или опять же решился пустить ее за руль своего собственного автомобиля(какое кощунство), результат с некоторыми малосущественными вариациями будет легко предсказуем. Это помятые крылья и разбитые фары, причем не только на автомобиле жены, а также различные глупые вопросы, связанные с устройством и эксплуатацией автомобиля. Например: а почему, когда я нажимаю на эту большую кнопочку на брелке, замки не закрываются, а автомобиль весело бибикает и подмигивает фарами, или почему когда я торможу, машина разгоняется.

На самом деле вывод о том, что мужчины лучше женщин водят автомобиль, очень спорный. Если поворошить статистику дорожно-транспортных происшествий, то окажется, что с аварийностью у женщин дела обстоят несколько лучше, чем у мужчин. Женщины меньше мужчин попадают в аварии. Объяснение простое. Мужчин подводит завышенная самооценка. Большая часть мужчин рассуждает следующим образом: Я классно вожу машину и с честью смогу выйти из любой, даже самой сложной ситуации. Поэто му очень часто мужчины неоправданно рискуют, не зная в полной мере возможностей своего автомобиля, переоценивая свои способности и недооценивая опасность.

В силу особенностей психики женщины водят автомобиль не хуже мужчин, они водят по-другому. И имеют на это полное право. Я собственными глазами видел женщину-водителя большого автобуса-гармошки. Я знаю женщину-мастера спорта по авторалли. Я знаю женщин, которые управляются с механической коробкой передач не хуже любого мужчины. Поэтому, не смотря на то, что многие женщины путают "лево" и "право", забывают включать поворотники при перестроениях, ездят в обуви на высоченных шпильках, все таки женщина за рулем - это хорошо, потому что по сравнению с тем, что вытворяют на наших дорогах доморощенные "Шумахеры" мужского пола, все эти, надо сказать, серьезные огрехи - бледная немочь. От всего этого можно избавиться, потратив немного сил и времени на добросовестную учебу.

Наши автоледи могут спросить: "Ну а где же конкретные, поближе к делу, советы, касающиеся управления автомобилем?" Ну что же, будут и советы, вернее не советы, а рекомендации. Сразу оговорюсь - не буду грузить наших читательниц техническими терминами: перегазовки, пробуксовки, блокировки, заносы, сносы, загрузки, разгрузки и т.д. Не буду потому, что убежден в невозможности овладеть техническими приемами управления автомобилем по бумажке. Поэтому все эти технические термины так и останутся пустым звуком, не имея под собой практической, тренировочной основы. Мы можем лишь попробовать акцентировать внимание на самых важных, ключевых моментах.

В следующих публикациях мы коснемся правил дорожного движения, остановимся на основных принципах поведения в плотном транспортном потоке, познакомим наших читательниц с некоторыми очень полезными хитростями, которые должны помочь водителю не попадать в затруднительные ситуации на наших дорогах, независимо от того, мужчина это или женщина.

Сначала попытаемся разобраться с тем, как безопаснее подойти к автомобилю и отойти от него. Тот, кто скажет, что все это ерунда, пусть первым бросит в меня камень. На самом деле от ответа на этот вопрос зависит ваша безопасность, а в том числе и жизнь. Я не шучу.

В большинстве случаев мы паркуемся справа, так как в нашей стране правостороннее движение, то есть справа от припаркованного автомобиля находится газон, тротуар, обочина, а слева в попутном направлении вплотную к нам движутся другие транспортные средства. В такой ситуации водителю приходится выходить прямо на проезжую часть. Можно конечно попытаться перелезть на пассажирское сиденье, законами физики и правилами дорожного движения это не запрещено. Но будем рассуждать серьезно. Если водитель распахнет дверь, предварительно не убедившись в безопасности такого действия, и выйдет на проезжую часть, не оглядевшись по сторонам, последствия могут быть плачевными. Очень не хотелось бы вас пугать, но дело в этом случае может закончиться не только слезами. А посему не выскакиваем из автомобиля как ошпаренные по первому душевному порыву, а руководствуемся в своих действиях простыми правилами. Прежде чем открыть дверь необходимо как можно сильнее развернуться влево, посмотреть назад через заднее стекло и левые боковые стекла для того, чтобы убедиться в отсутствии в непосредственной близости от вас приближающегося попутного транспорта. Затем следует слегка приоткрыть дверь и снова посмотреть назад с той же целью. Помните о том, что все мы живые люди и нам свойственно ошибаться. Мы можем не увидеть того, что есть или увидеть то, чего нет. Поэтому лучше перестраховаться и посмотреть назад два или три раза. Только убедившись в полной безопасности, можно открыть дверь полностью, выйти на проезжую часть, захлопнуть дверь и обойдя автомобиль сзади, отправиться по своим делам. Обходя автомобиль сзади, вы видите попутный транспорт, потому что идете лицом к нему. В свою очередь водители попутных транспортных средств видят, что вы идете лицом к ним. Это нормальная, адекватная ситуация. Представьте, что вы едете по дороге, а перед вами спиной к вам по краю проезжей части движется пешеход. Он не видит вас. Что у него на уме и что он собирается делать в следующий момент, вам неизвестно. Поэтому стремитесь к взаимопониманию с другими участниками дорожного движения, стремитесь быть адекватными, чтобы ваши намерения были понятны окружающим.

Особо обратите внимание на тот факт, что перед выходом из автомобиля необходимо сильно развернуться влево. Недостаточно просто бросить взгляд в левое боковое зеркало, так как у него, так же как и у правого, есть мертвая или слепая зона, и в зеркало вы видите далеко не все, что вам нужно. А вам нужно обеспечить максимальный обзор. Если мешают боковые стойки автомобиля, а иногда они бывают довольно широкими, попробуйте наклонить голову влево, вправо. Надо сделать все возможное для того, чтобы получить максимум информации о происходящем на дороге. Однако разговор о мертвых зонах боковых зеркал является отдельным вопросом и мы к нему еще вернемся.

Вы можете самостоятельно разобраться с тем, как следует выходить из автомобиля в том случае если у вас правый руль или вы припарковались не справа, а слева по ходу движения. Правила разрешают в некоторых случаях парковку слева. Просто постарайтесь посмотреть на ситуацию с точки зрения здравого смысла. Помните и о безопасности ваших пассажиров. Если вы припарковались слева и у вас левый руль, то на проезжую часть будут выходить именно ваши пассажиры. Успеха вам на дорогах.

Многим автолюбителям, в том числе и женщинам, только начинающим свою водительскую карьеру, управление автомобилем кажется архисложным делом. На самом деле это не совсем верно. Да, это довольно тяжелая и ответственная работа. Но не тяжелее и не ответственнее любой другой профессиональной деятельности. Если мы с вами внимательно понаблюдаем за работой профессионального столяра-краснодеревщика, его работа нам тоже покажется сложной. Конечно, ответственности у столяра поменьше, чем у летчика, пилотирующего пассажирский авиалайнер, или у водителя автобуса, битком набитого людьми. Из всего этого следует очень простой, даже примитивный вывод. Любое серьезное дело требует к себе серьезного отношения. Зарядились терпением, настроились на рабочий лад и начали осваивать. Какой бы сферы деятельности мы ни коснулись, везде для того, чтобы добиться совершенства, эффективности и профессионализма, нужно потратить определенное время и силы для освоения нового дела. Нужно проявить характер, упорство, настойчивость, бойцовские качества, трудолюбие, чтобы не спасовать перед первыми неудачами. Не надо обладать особым интеллектом или умом для того, чтобы ездить многие годы безаварийно. Надо лишь соблюдать определенные правила поведения за рулем и быть дисциплинированным. Эффективно и безопасно управлять автомобилем позволяют рефлексы, автоматические навыки, которые приобретаются водителем в процессе многочисленных тренировок путем многократных повторений.

Психофизиологи подсчитали количество повторений, необходимое для выработки автоматического навыка или рефлекса - 3500. По этой причине уверенно чувствовать себя при движении задним ходом может лишь водитель, проехавший этим самым задним ходом от 30 до 50 км, не меньше. Точно также поддается тренировке чувство габаритов автомобиля. Неопытный водитель чувствует себя неуютно в плотном транспортном потоке. И это неудивительно. Ведь нужно одновременно делать несколько дел, рулить, нажимать на педали, переключать передачи(если у вас механическая коробка передач), следить за дорожной ситуацией, то есть за знаками, сигналами светофоров, дорожной разметкой и другими участниками дорожного движения. А если добавить к этому постоянное и довольно быстрое изменение дорожной ситуации, то есть непрерывное изменение взаимного расположения участников дорожного движения, которое происходит со всех сторон, и сзади и слева и спереди и справа, то становятся понятными чувства новичка.

Руки, ноги и глаза, все части вашего существа, должны действовать согласованно. Сразу этого не добьешься. Нужно время. Чтобы родить полноценного ребеночка, нужно 9 месяцев. Кон ечно, рождаются дети и через 8 месяцев, и через 7, и даже через 6. Все это к вопросу о разумном и планомерном овладении водительским искусством, об учебе. В большинстве случаев происходит так: в автошколе человек научился трогаться с места, ну и, слава богу, останавливаться. Все остальное он постигает на своих собственных ошибках в реальных дорожных ситуациях, зачастую рискуя не только своим автомобилем, но и жизнью. Поэтому на первое место необходимо поставить иерархию приоритетов. Мы должны осознанно стремиться не к тому, чтобы доехать до места назначения как можно быстрее, а к тому, чтобы доехать до места назначения в целости и сохранности, живыми и здоровыми, любой ценой избегая аварий, чтобы лет через 50-60 в спокойной домашней обстановке, в окружении внуков и правнуков закончить свою жизнь естественным путем, а не за рулем автомобиля.

В любой ситуации, управляя машиной, водитель обязан каждые 10 секунд задавать себе очень простой и в то же самое время очень важный вопрос - а успею ли я предпринять какие-либо защитные действия: затормозить, быстро повернуть руль или удержать его, уверенно сманеврировать или ускориться в том случае, если на дороге произойдет что-то неожиданное.

Что же неожиданного может произойти на дороге? Слышали такой каламбур - только в России вас могут ударить сзади, когда вы едете по встречной полосе. Есть водители, которые на дороге руководствуются таким принципом: другие тоже хотят жить, поэтому меня в любом случае пропустят, еду ли я по встречной полосе или двигаюсь задним ходом в левом ряду по кольцевой дороге. Кроме таких водителей на наших дорогах вас могут подстерегать следующие сюрпризы: груз, упавший с идущего впереди автомобиля, неожиданно выскочивший из-за автобуса ребенок, отвалившееся на вашем автомобиле на полном ходу переднее колесо(не дай бог конечно, но изредка такое случается), более вероятная ситуация - разрыв покрышки на полном ходу, и наконец открытый люк колодца. Думаю, что вы с успехом сами сможете продолжить этот список. К факторам, осложняющим жизнь водителя, относится также отсутствие разметки и освещения на дорогах, необозначенные лежачие полицейские, пьяные водители и водители, злостно нарушающие правила дорожного движения, и многое другое. Держите ухо востро. В этой ситуации нельзя расслабляться. Водитель должен рассчитывать только на себя. Бессмысленно надеяться на дорожников, которые вдруг отремонтируют и осветят все дороги, и на гаишников, которые вдруг перестанут заботиться о своем кармане и начнут усиленно думать о нашей с вами безопасности. Надеяться на то, что все водители вдруг выучат правила дорожного движения, перестанут ездить в нетрезвом состоянии, станут вежливыми и предупредительными, тоже не следует. Может быть когда-то в будущем это и произойдет, но нынешняя реальность совершенно другая. Убедительная просьба - в своей повседневной водительской практике обязательно учитывайте все эти неблагоприятные факторы и действуйте только в соответствии со здравым смыслом, не надеясь на авось.

Ну а теперь, переходя от общих слов к конкретике, позволю себе выдать несколько рекомендаций, которые помогут нашим читательницам в решении их основной задачи на дороге: ездить комфортно и безаварийно. Мы уже упоминали о том, что у зеркал имеются мертвые или слепые зоны. Это и понятно, у любого оптического прибора есть свой угол обзора или поле зрения, внутри этого угла вы все видите, а за его пределами не видите ничего. Проверить наличие слепых зон очень просто. Попросите кого-нибудь из своих знакомых встать слева а затем справа от вашего автомобиля сначала так, чтобы вы видели его в боковое зеркало. Затем ему следует немного сместиться в сторону так, чтобы вы не видели его в зеркало. Повернув голову, вы убедитесь в том, что ваш знакомый стоит довольно близко от автомобиля, хотя вы и не видите его в боковое зеркало. Некоторые водители устанавливают в салоне большое, выпуклое, так называемое панорамное зеркало, которое действительно имеет больший обзор, и думают, что уж теперь-то крутить головой нет никакой необходимости. Нужно четко представлять себе, что панорамное зеркало искажает расстояния, предметы в нем кажутся меньше. Да, оно обеспечивает больший обзор, но не избавляет водителя от необходимости поворачивать голову. Пожалуйста, учитывайте это при перестроениях из одного ряда в другой во время движения. Контролируйте мертвые зоны. Только так вы сможете обеспечить свою безопасность.

Еще один важный нюанс. Поворачивая голову, вы будете отвлекаться от того, что происходит впереди, поэтому, во-первых, поворот головы должен быть быстрым, а, во-вторых, прежде чем повернуть голову вправо или влево, необходимо разорвать дистанцию до впереди идущего автомобиля и только после этого начать перестроение, сопровождая его предварительным поворотом головы. При этом для разрыва дистанции до идущего впереди автомобиля не обязательно тормозить, часто бывает достаточно слегка прикрыть газ, то есть чуть ослабить давление на педаль газа.

Вполне вероятно, что с опытом к вам придет некое чувство, позволяющее отслеживать ситуацию за вами, не поворачивая головы. Если же пока такого чувства нет, компенсируйте отсутствие глаза на затылке поворотом головы. Один из основных принципов безопасного вождения - не вижу - не еду.

Посмотрите как-нибудь телепередачу "Дорожный патруль". Там часто показывают аварии. Чрезвычайно поучительно. Обратите внимание на то, что в большинстве случаев говорят участники ДТП, если они вообще в состоянии говорить. Стандартный рассказ выглядит так: ехал я, ехал, и вдруг ни с того ни с сего, как снег на голову, появился этот автомобиль, я и сообразить-то ничего не успел. Это говорит о том, что водитель просто не контролировал дорожную ситуацию, а должен был это делать, обязан.

Теперь о выборе дистанции до впереди идущего автомобиля. Существует очень простое, полуэмпирическое правило двух секунд. Когда вы едете за каким-то автомобилем, заметьте ориентир, мимо которого в данный момент он проезжает, фонарный столб или элемент дорожной разметки, и начните отсчет: и-и раз, и-и два. Если вы проезжаете мимо этого ориентира, успев досчитать до двух, дистанция выбрана верно. Если же не успели, дистанцию надо увеличить.

А теперь о выборе дистанции в пробке, то есть до неподвижного автомобиля. В пробке автомобили движутся с небольшими скоростями, периодически останавливаясь. На каком же расстоянии следует останавливаться от автомобиля, стоящего перед вами? Расстояние должно быть таким, чтобы вы могли беспрепятственно объехать его, не сдавая задним ходом, так как сзади вас мог прижать другой автомобиль. Для этой ситуации тоже существует приблизительное полуэмпирическое правило. Вы должны остановиться на таком расстоянии от впереди стоящего автомобиля, чтобы видеть место контакта его задних колес с асфальтом. Но в основном вы должны в такой ситуации опираться на свой глазомер, который тоже поддается тренировке.

Еще несколько на первый взгляд несущественных мелочей, напрямую связанных с вашей безопасностью. Верхняя одежда. Особенно это актуально зимой, когда на вас будет плотная, толстая верхняя одежда, возможно с длинными полами. Прогрейте салон автомобиля и обязательно снимите верхнюю одежду. Между вашим телом и сиденьем не должно быть ничего лишнего, что могло бы нарушить плотный контакт. Именно через сиденье вы получаете основную информацию о поведении вашего автомобиля, о его вибрациях, кренах и ускорениях. Поэтому плотный контакт с сиденьем чрезвычайно важен. Старайтесь при вождении автомобиля надевать обувь на невысоком, широком каблуке с узким рантом, тогда опора на пятку будет устойчивой, а вероятность сломать такой каблук минимальной. Редко, но узкие, высокие каблуки ломаются, а это может спровоцировать аварийную ситуацию. Представляете, попасть в аварию из-за не вовремя сломавшегося каблука! Высокие каблуки - это красиво, но безопасность прежде всего. Если вы едете в театр или на прием, возьмите с собой сменную обувь. А плотная верхняя одежда опасна еще и тем, что, стесняя ваши движения, может помешать предпринять быстрые действия в экстренной ситуации.

г. Водительское мастерство и психология водите льского труда.

Сегодня мы попытаемся более основательно разобраться с вопросом о водительском мастерстве и поговорить о психологии водительского труда. Вы все знаете, что сама по себе психология, как научная дисциплина и как прикладная наука, приобрела в последние годы довольно большую популярность. Во многих учебных заведениях изучают психологию. Во многих объявлениях предлагают свои услуги всевозможные психотерапевты и психоаналитики. В МГУ на факультете психологии есть кафедра психологии труда. И вот что интересно. В нашей стране серьезно изучают психологию труда на речном транспорте, на морском, на железнодорожном, на авиационном транспорте. А вот труд водителя по каким-то непонятным причинам не является предметом серьезного изучения отечественных психологов.

Водительская профессия, кстати говоря, самая массовая. По всей вероятности, аварийность на наших дорогах столь мала, что данный вопрос не заслуживает серьезного внимания. По секрету скажу вам - на дорогах России ежегодно гибнет около 35000 человек, правда у нас человеческая жизнь никогда не ценилась слишком высоко.

Что же касается водительского мастерства, то ситуация здесь еще туманнее, чем вопрос о водительской психологии, хотя обе темы тесно взаимосвязаны. Не существует продуманной и четко отлаженной системы, которая позволяла бы ясно и понятно, а главное объективно оценить мастерство водителя. Приведу пример. Многие водители, не владея какими-то специальными приемами управления автомобилем, обладая средней скоростью реакции и далеко не идеальной координацией движений, умудряются многие годы ездить безаварийно. Это говорит о том, что такие водители с лихвой компенсируют недостатки координации и реакции лучшим развитием других качеств и навыков, тоже необходимых водителю. К таким навыкам можно отнести осторожность, здравый смысл, умение держать себя в руках в сложных ситуациях, выдержка, трезвый расчет и умение прогнозировать, предвидеть развитие дорожной ситуации. Предлагаю вашему вниманию перечень качеств, которыми, на мой взгляд, должен обладать водитель, чтобы не формально, а на деле иметь право называться водителем, а не человеком, случайно оказавшимся за рулем.

Культура. Повысив культуру каждого участника дорожного движения(представьте себе такую невероятную ситуацию), и в первую очередь культуру водителей, ведь около 70% ДТП происходит по вине водителей, мы существенно снизим аварийность. Если все водители станут вежливее, обходительнее, предупредительнее по отношению к друг другу и пешеходам, количество аварий поневоле уменьшится. Будем надеяться, что увеличение количества женщин за рулем уменьшит накал страстей и снизит количество беспредела на наших дорогах.

Психологические качества водителя. Характер, темперамент. Следует ожидать, что нервный, темпераментный, невыдержанный человек будет и за рулем неадекватным, склонным к совершению необдуманных, импульсивных действий. Тут мы вплотную подходим к вопросу о профпригодности. В крупных, серьезных организациях с большим автопарком менеджеры при приеме на работу водителей тщательно тестируют их не только по поводу технических навыков управления автомобилем, но и с целью определения их психологического типа.

Физическая подготовка водителя и состояние его здоровья играют большую роль. Мы уже говорили о том, что водительский труд - это тяжелая и ответственная работа, поэтому, не обладая хорошей физической формой и выносливостью, водитель не сможет сохранять долгое время работоспособность и надежность, а значит и ездить безаварийно.

Владение всем спектром технических приемов управления автомобилем, то есть набором специфических профессиональных навыков, с учетом особенностей конкретного автомобиля, а именно его привода, габаритов, мощности двигателя и т.д. Только это позволяет наиболее полно использовать все возможности техники. Сюда можно отнести технику скоростного руления, технику импульсного или прерывистого торможения, технику скоростного прохождения поворотов, умение правильно, вовремя, в соответствии с требованиями конкретной дорожной ситуации переключать передачи. Вы, наверное, удивитесь. Зачем все это обычному, среднему водителю? Ему не нужна техника скоростного прохождения поворотов. Ему нужно просто доехать до дачи и обратно. А в результате все оказывается не так просто.

Повседневная практика вождения. С ее помощью водитель поддерживает свою форму, не дает полезным навыкам затухать, закрепляет и развивает их.

Соответствие самооценки реальному уровню водительского мастерства. Это качество водителя специально выделено в отдельный пункт в силу своей важности, хотя и относится к особенностям психологии. Если человек считает себя отличным певцом, а на самом деле у него нет голоса, и медведь на ухо наступил, то ничего страшного не произойдет. Это может быть предметом и поводом для веселья его друзей и родных. Но если человек считает себя Шумахером, а на самом деле является средненьким водителем, это смертельно опасно.

Знание правил дорожного движения. Каждый, кто читал их, знает, насколько скучный и нудный это документ. Можно долго и упорно спорить о том, насколько нынешние правила разумны, но сначала их нужно знать. А кроме того, других правил у нас нет. Поэтому, нравятся они нам или нет, мы должны их соблюдать, в первую очередь для того, чтобы наши дороги окончательно не превратились в джунгли или поле боя. Зная правила, мы сможем компетентно, со знанием дела разговаривать с инспекторами ДПС, которые сами зачастую не особенно сильны в плане знания правил. Кроме того, знание правил позволит более осознанно вести себя на дороге.

Профессиональное отношение к делу. Если перед выездом водитель не протер загрязненные стекла, фары и боковые зеркала, если он не убедился в том, что ни одно колесо не спущено, если он не снял плотную верхнюю одежду, садясь за руль, не пристегнулся ремнем безопасности и уже две недели не может найти время для того, чтобы отремонтировать заевшие дворники, это разгильдяй, а не водитель.

Умение прогнозировать развитие дорожной ситуации. Наверное, есть такие водители, которые от природы наделены таким даром, но большинство приобретают этот необходимый навык длительное время, с опытом, а нередко и ценой серьезных ошибок. Навык прогноза чрезвычайно ценен, а водитель, владеющий им в совершенстве, напоминает шахматиста, способного рассчитывать варианты развития шахматной партии на несколько шагов вперед. Это дает серьезный запас времени для принятия решения и позволяет ездить гораздо безопаснее.

Не претендую на абсолютную полноту, но доля разумного в этом перечне водительских качеств есть. Предлагаю вам периодически возвращаться к этому списку, примеряя его к себе и оценивая себя с разных позиций. Уверен в том, что такая работа над собой не будет лишней и обязательно принесет свои плоды. Зная свои недостатки, объективно оценивая себя, четко представляя свои плюсы и минусы, вы и на дороге будете вести себя более адекватно.

Возвращаясь к психологии водительского труда, необходимо заметить, что вождение автомобиля на самом деле является комплексной социально-психологической проблемой, на которую наслаиваются и другие проблемы, присущие нашему обществу. Так сложилось исторически в нашей стране, что дорога является местом проявления множества человеческих пороков и слабостей: чувства зависти, чувства мести, соревновательного инстинкта, упрямства, желания выделиться, продемонстрировать свое превосходство, если не ценой шикарной машины, то манерой езды(помните, почему вымерли динозавры? - высовывались!). По каким-то не вполне понятным мне причинам у наших соотечественников слишком мало возможностей для самовыражения. Вот они и самовыражаются на дороге.

Возникает вопрос о том, как же использовать и учитывать особенности водительской психологии в своей повседневной практике вождения. Задумайтесь над тем, как мы общаемся с другими людьми в обычной, не водительской жизни. Не на дороге, а на работе, в быту, в семье, в магазине и на улице. Мы смотрим в глаза нашему собеседнику, в эти зеркала души, пытаемся по его поведению, выражению лица, интонациям голоса, жестам и мимике понять его намерения, что же можно от него ожидать хотя бы в ближайшее время. Мы произносим какие-то слова, что-то делаем и следим за реакцией собеседника. В соответствии с этой реакцией мы строим наше дальнейшее поведение. На дороге дела обстоят примерно так же. Только скорости другие, а люди сидят в железных коробках.

Старайтесь увидеть глаза другого участника дорожного движения, будь то пешеход или водитель, с которым вы контактируете в данный момент. Понять его намерения можно не только по выражению его глаз, лица, но и по тому, как он ведет свой автомобиль, адекватен он на дороге или нет. Если он резко ускоряется и резко тормозит, шарахается из ряда в ряд, не включая поворотников и подрезая других водителей, держитесь от такого гонщика подальше, рано или поздно он свой столб найдет.

Очень часто неопытного водителя пугает близость автобусов, фур, троллейбусов, больших самосвалов, то есть крупногабаритных транспортных средств. На самом деле мы должны с наибольшим подозрением относиться к небольшим транспортным средствам. Большие автомобили менее опасны по нескольким причинам. Во-первых, они более заметны на дороге, причем издалека, именно благодаря своим крупным габаритам. Во-вторых, благодаря тому, что у них большая масса, они не могут резко изменить свою скорость и направление движения, инерция мешает, поэтому поведение таких транспортных средств на дороге более предсказуемо, а их водители, как правило, опытные профессионалы, редко допускающие грубые ошибки на дороге.

Мы должны ожидать подвохов прежде всего от легковых автомобилей и особенно от мотоциклов. Мотоцикл в несколько раз легче автомобиля, а мощность его двигателя зачастую в несколько раз больше, чем у легковушки. Это означает, что мотоцикл может очень быстро разгоняться и резко маневрировать. При этом мотоциклист фактически не защищен. Достаточно его слегка задеть, и он окажется на асфальте под колесами какого-нибудь автомобиля. Необходимо учитывать и тот факт, что сейчас в большинстве случаев на дорогих импортных мотоциклах ездят любители острых ощущений, а вот с мастерством у них обычно дела обстоят не так же хорошо, как с амбициями. Поэтому ездят они слишком быстро и ведут себя на дороге неадекватно. И все они обязательно рано или поздно падают. Поэтому, держитесь от мотоциклистов подальше и, увидев их на дороге, вспомните каламбур: зачем шлем, если голова отлетела. Смех смехом, но многие любители двухколесных монстров очень плохо представляют себе, насколько хрупкая вещь-основание черепа. Удачи вам на дорогах. Старайтесь не ездить на мотоциклах.

д. О безопасном и безаварийном управлении автомобилем.

Мы продолжаем обсуждать с вами все то, что так или иначе связано с управлением автомобилем, с безопасным управлением, так как основной акцент мы делаем именно на безопасности, вашей и других участников дорожного движения.

Возникает важный, логичный и вполне понятный вопрос о том, можно ли в принципе ездить без аварий, ведь в идеале именно такая цель должна стоять перед нами? Если вы внимательно читали предыдущие публикации в рубрике "Автоледи", то могли почувствовать, что мы планомерно, медленно, но верно, пытаемся двигаться по направлению к ответу на этот вопрос.

Ответ на него на самом деле не так уж и прост, как может показаться на первый взгляд. Ведь на губах вертится отрицательный ответ. Как же можно ездить без аварий на наших дорогах, полных дураков? Проблема-то в России та же самая, что и при Николае Васильевиче Гоголе: дороги и дураки, в том числе и на дорогах. В течение года езды уж точно что-нибудь с тобой произойдет, или ты кого-нибудь заденешь, или тебя. Для того чтобы дальнейший наш разговор был конструктивным, необходимо разделить все возможные аварии на две принципиально отличающиеся друг от друга категории. Мы будем рассматривать предотвратимые и непредотвратимые аварии. К непредотвратимым мы отнесем падение метеорита на крышу автомобиля, другие стихийные бедствия вроде наводнений, грязевых селей, тайфунов, землетрясений и цунами, а также ситуации, подобные той, когда автомобиль стоит перед светофором в ожидании разрешающего сигнала светофора, вокруг него и слева, и справа, и спереди стоят автомобили, поэтому деваться некуда, и вдруг сзади появляется транспортное средство, которое благополучно бьет вас сзади. Все остальные аварии предотвратимы, поэтому их можно, а значит и нужно избегать.

С учетом всего выше сказанного, мы должны сделать вывод о том, что ездить безаварийно можно, но по мановению волшебной палочки этого не произойдет. За безопасность, за возможность ездить безаварийно необходимо заплатить определенную цену. Знаете новую редакцию поговорки: "Ничто не дается нам так дешево, как хочется"? Какую цену нам придется заплатить за возможность ездить без аварий? Что нам надо делать? Все очень просто и даже банально.

Во-первых, вспомните девять составных частей водительского мастерства. Вы можете, хорошенько подумав, сами дополнить этот перечень. Всеми доступными средствами стремитесь постоянно совершенствоваться в каждом из этих пунктов. Никогда не останавливайтесь на достигнутом. Во-вторых, культивируйте в себе комплексный, стратегический, системный подход к управлению автомобилем. Четко расставьте приоритеты: на первом месте жизнь и здоровье, ваше и окружающих вас людей, а уже на втором скорость. Не давайте себе попасть под влияние стадного инстинкта и расхожих стереотипов. Один из них: длительный водительский стаж обеспечивает, нет, лучше сказать гарантирует мою безопасность. Это неверно!!! В тяжелые аварии попадают и неопытные водители, и водители с многолетним стажем. Стаж не дает вам никакого права смотреть на дорогу свысока, она этого не прощает.

Поэтому, когда я вижу, как пожилой водитель, наверняка с большим стажем, позволяет себе не пристегиваться ремнем безопасности, я трактую это однозначно - преступная халатность. Когда я вижу, что водитель курит за рулем, разговаривает по сотовому телефону во время движения, держит правую руку на рукоятке переключения передач даже тогда, когда не переключает передачи, перестраивается из одного ряда в другой, не поворачивая головы и не контролируя мертвые зоны, ездит со сломанной спинкой сиденья, управляет автомобилем, на снимая плотную верхнюю одежду, которая буквально сковывает его по рукам, лишая возможности эффективно рулить в экстренной ситуации, я трактую это однозначно - преступная халатность, потому что такой водитель подвергает опасности не только свою жизнь.

В управлении автомобилем нет мелочей. В этом и заключается системный подход. А теперь давайте продолжим знакомство с этими самыми мелочами, которые на самом деле таковыми не являются и которые должны нам помочь ездить безаварийно. Каждая из этих мелочей поможет вам сэкономить несколько десятых долей секунды. Если сложить все эти сэкономленные доли, могут вполне получиться две-три секунды. Представляете, в критической, предаварийной ситуации, когда дорога каждая сотая доля секунды, вы будете иметь серьезный запас времени для принятия правильного решения и совершения определенных действий, направленных на предотвращение аварии.

Конечно, совершенствуя свое водительское мастерство, развивая и закрепляя полезные навыки, упорно и добросовестно работая над собой, мы можем лишь уменьшить вероятность неблагоприятного исхода. Но разница принципиальная: вероятность попасть в аварию 10% или 0,1%. Ради этого стоит постараться, ради этого стоит потратить время, силы и нервы. Очень важна работа над собой, мыслительный процесс, обыгрывание в уме различных ситуаций, такая своеобразная умственная тренировка.

Есть такая притча, а может сказка, а может быль, но уж больно поучительная. Во время войны во Вьетнаме американский офицер попал в плен. В течение пяти долгих лет его держали в яме в гордом одиночестве. Чтобы не сойти с ума, американец занимался мыслительной работой. Наверное, он мог бы выбрать и другую тему для размышления, но он думал о гольфе. На гражданке, на родине, в мирное время он, как любитель, занимался гольфом. Вот о гольфе он и думал. Его мыслительная работа заключалась в том, что он каждый день во всех подробностях представлял себе, ка к он играет в этот самый гольф. Нравился он ему очень. Он представлял, как выходит на зеленую лужайку, как сквозь редкие облачка светит веселое солнышко, и чирикают птички, как он тщательно выбирает себе клюшку, как он так же долго и тщательно устанавливает мячик, как делает замах и производит удар. Я не силен в этом вопросе, но слышал, что о технике ударов в гольфе можно написать целую книгу. Самое главное - он во всех подробностях представлял, как мячик летит и попадает точно в лунку. Каким-то счастливым образом та война закончилась для американского офицера счастливо. Может быть, его освободили свои, а может, вьетнамцы сжалились и отпустили. Вернувшись домой, он стал чемпионом по гольфу.

Видите, как глубоко мы копаем. Все взаимосвязано в этом мире. В своей книге, посвященной безоперационной коррекции зрения, американский офтальмолог Бейтс пишет удивительные вещи. Оказывается, если человек старается тщательно что-то рассмотреть, напрягает зрение, упорно всматривается, зрение ухудшается, его острота падает, человек видит хуже. Казалось бы, нет ничего необычного в этом утверждении, но на самом деле в нем заложены глубокие философские истины. Как часто в жизни мы сталкиваемся с поразительными отличиями, или даже противоположностью между исходными целями и конечным результатом. Благими намерениями дорога в ад выстлана. Ведь придумал народ эту поговорку. Хотели, как лучше, а получилось, как всегда. И это в лучшем случае. А часто получается хуже, чем всегда. Всем исстрадавшимся сердцем хотите влюбиться, жаждете встретить родственную душу, а испытываете только необъяснимую ненависть и омерзение ко всему живому. Обессилев и устав страдать, убедившись неоднократно в том, что жизнь бессмысленна и убога, вдруг обнаруживаете в себе искорки действительно большого чувства. Это лишний раз подтверждает, что прямой путь - не всегда самый короткий.

В приложении к водительскому ремеслу это обязывает нас контролировать свой взгляд, не концентрировать его на каком-то одном объекте, а постоянно переводить с одного объекта на другой. Так мы не потеряем остроту зрения и сможем контролировать всю ситуацию вокруг автомобиля. Если учесть, что у новичка плохо работает боковое зрение, становится очевидным вывод о том, что неопытному водителю особенно важно крутить головой, а не ехать, уставившись в одну точку в десяти метрах перед капотом. Конечно, голова должна крутиться не беспорядочно, а с вполне определенной целью - обнаружить источники повышенной опасности и действовать уверенно и незамедлительно в соответствии с конкретной дорожной ситуацией.

Еще несколько очень важных "мелочей". Во время движения держите руль двумя руками в точках 10 и 2, если представить руль в виде циферблата часов. Не допускайте, чтобы ваш левый локоть был высунут в проем окна. Держите руль полурасслабленными руками, но будьте готовы в любой момент упрочить хват с тем, чтобы всегда иметь возможность быстро и уверенно повернуть руль в любую сторону. Сидите в водительском кресле так, чтобы не опираться на руль, это будет мешать быстрому и эффективному рулению. В любой ситуации, даже при сильных кренах автомобиля на высоких скоростях, сохраняйте плотный контакт между вашей спиной и спинкой сиденья. Не наклоняйте спинку сиденья слишком далеко назад, чтобы вам не приходилось тянуться к рулю, отрывая лопатки от спинки сиденья и теряя с ним контакт. Не допускайте наклонов корпуса при резких поворотах. Вы должны сохранять одно и то же положение тела относительно органов управления. В соответствии с этими рекомендациями, следует отрегулировать и положение водительского кресла. Ваша водительская посадка должна выражать собой компромисс между удобством сидения, как такового и удобством управления автомобилем, то есть быть позой готовности к экстренным действиям, а ситуация на дороге может измениться в доли секунды, мы с вами уже перечисляли все те неожиданности, с которыми водитель периодически сталкивается на дороге. По этой же причине не рекомендуется использовать различные массажные коврики на сиденье, нарушающие ваш контакт с автомобилем, а некоторые кладут на сиденья чуть ли не медвежьи шкуры.

Не курите за рулем. Это отвлекает от управления автомобилем. Если нужно покурить, настроить магнитолу, поговорить по сотовому телефону, аккуратно припаркуйтесь, сделайте все, что вам нужно, и спокойно, во всеоружии, продолжите движение. Следите за чистотой оптики вашего автомобиля, зеркал, стекол, задних и передних фар. Загрязненные стекла ухудшают видимость, ограничивают обзор, а от этого страдает ваша безопасность. В задних фарах находятся стопсигналы, поворотники и габаритные огни. Если они загрязнены, другие участники дорожного движения могут не заметить ваших сигналов, а в результате оказаться не готовыми к вашим действиям, таким, как перестроения, торможения, развороты и т.д. В результате может возникнуть аварийная ситуация, но редко кто из водителей найдет в себе силы признаться в том, что виновата в этом его халатность. Поэтому в машине всегда должны быть тряпочки или салфетки и перчатки.

Мы вскользь затронули сотовые телефоны. Действительно ли так все серьезно? Может быть, мы перегибаем палку? Исследования показали следующие результаты. Во время разговора по сотовому телефону время реакции водителя увеличивается до трех раз. Более того, даже через 10 минут после разговора время реакции еще остается замедленным. Если вы ведете по сотовому телефону серьезный разговор, затрагивающий очень важную для вас тему, вы почти полностью отключитесь от управления автомобилем. Полной будет отключка или нет, заранее сказать трудно, это зависит в первую очередь от темы разговора и от эмоционального и физического состояния водителя. Поэтому, чтобы не рисковать, лучше отказаться от разговоров по сотовому телефону. Заметьте, что мы сейчас не говорим о приспособлениях громкой связи, которые оставляют во время разговора свободными обе руки водителя.

Мы с вами уже говорили о боковых зеркалах, о том, что у них есть мертвые или слепые зоны и доверять им нельзя при перестроениях и разворотах. Кроме того, боковые зеркала часто бывают выпуклыми. Это делается для того, чтобы увеличить обзор, а тем самым уменьшить мертвые зоны, но при этом мертвые зоны не исчезают совсем. Поэтому выпуклые зеркала не избавляют вас от необходимости поворачивать голову. Кроме того, у выпуклых зеркал есть и свои недостатки, они увеличивают расстояния. Вам кажется, что до автомобиля 50 метров, а на самом деле 30 метров. Нужно это учитывать. Можно и нужно смотреть в боковые зеркала, но необходимо четко себе представлять, в каких случаях этого недостаточно, и следует обязательно повернуть голову. Это вовсе не означает, что боковые зеркала не нужны. Конечно же, нужны. Если вам необходимо направить автомобиль задним ходом между двумя другими автомобилями, расположенными близко друг от друга или проехать через узкие ворота опять же задним ходом, боковые зеркала незаменимы. При движении задним ходом имейте в виду, что водитель обязан обеспечить полную безопасность. Поэтому нелишним будет, прежде, чем начать движение, выйти из автомобиля, обойти вокруг него и убедиться в отсутствии препятствий, которые не видны из автомобиля, и заранее наметить план ваших действий. При движении задним ходом вы также можете воспользоваться и помощью третьих лиц. Это допускают и правила, но помните, что в случае наезда на какое-то препятствие, будь то другой автомобиль или забор, ответственность полностью лежит на водителе.

Старайтесь воспринимать мои рекомендации не как догму, а как руководство к действию. Подходите к этому вопросу творчески. Прежде, чем применить тот или иной совет в своей водительской практике, тщательно все продумайте, примерьте его к себе, переварите. Например, курить за рулем опасно. Ведь сигарету нужно вытащить из пачки, прикурить, в процессе курения необходимо периодически стряхивать пепел, попадая при этом в пепельницу, дым часто попадает в глаза, пепел иногда падает на дорогие штаны, а водитель в этот момент начинает судорожно пытаться стряхнуть упавший уголек или целую сигарету с сиденья или с джинсов, отвлекаясь при этом от управления автомобилем. При всем при этом я абсолютно уверен в том, что запрет на курение за рулем приведет к резкому увеличению количества ДТП, потому что множество курящих водителей за многие годы выработали у себя стойкую привычку, а отказ от нее будет связан с нарушением привычного, устоявшегося ритма профессиональной деятельности. По этой причине обучение водителя со стажем и новичка - это две большие разницы, как говорят в Одессе. Если вы чувствуете, что совет вам скорее всего поможет, попробуйте его воспринять даже в том случае, если при этом придется понапрягаться. Если же рекомендация вызывает одни отрицательные эмоции и разрушает всю уже наработанную вами систему управления автомобилем, стоит хорошенько подумать, прежде чем что-нибудь менять.

Попытаемся заострить внимание на отдельных моментах правил дорожного движения. В большинстве случаев водители изучают правила всего один раз в жизни, перед получением водительского удостоверения, а затем, на протяжении всей своей водительской карьеры, благополучно их забывают. Знаю это по своему опыту. Не смотря на то, что периодически приходилось освежать правила в памяти, в основном в связи с открытием новой категории, или при восстановлении утерянных прав - такое тоже бывает, должен признаться в том, что каждый раз мне казалось, что я беру в руки совершенно новый, незнакомый мне документ. Каждое новое знакомство с правилами происходило обычно через несколько лет после предыдущего. Этого с лихвой хватало для того, чтобы многое забыть. Каждому знакомо такое чувство. Когда-то вы прочитали книгу, и через несколько лет вас потянуло ее перечитать. Вы берете ее в руки, открываете в надежде испытать те же чувства и эмоции, что и при первом чтении, но с удивлением обнаруживаете, что читаете совершенно другую книгу. Объяснение простое - вы изменились. То, что раньше казалось малосущественным и нестоящим внимания, через несколько лет может показаться очень важным, и мы будем теряться в догадках по поводу того, как же мы раньше не обратили особого внимания на такую серьезную подробность. Когда мы формально изучаем правила, не имея практики вождения в разнообразных условиях, нам бывает трудно сориентироваться в том, что существенно, а что нет. Кроме того, существует разница между текстом правил, их буквой и практикой их применения, то есть трактовкой. Мы понимаем, что любое явление можно трактовать по-разному, в зависимости от того, с какой стороны посмотреть. Правила дорожного движения в этом отношении не являются исключением. Далеко не все в них ясно и понятно, попадаются и недоговоренности, и двусмысленность, и терминологические проблемы. Возможно, все то, о чем мы будем говорить, вам в основном ясно и понятно без лишних слов. Но если хотя бы часть информации будет для вас полезной, позволит вам по-новому осмыслить некоторые пункты правил и в результате ездить более осознанно и профессионально, а, значит, более безопасно, вы не зря потратили время на чтение этой статьи.

Будьте внимательны на дорогах. Удачи Вам.

<< Вернуться назад