Новости и полезная информация

Читаю книгу об истории Фольксваген.

Читаю книгу об истории Фольксваген. Грустно как-то сделалось при этом. Я вообще человек не очень весёлый. А тут вообще погрустнело. Мне кажется, что вообще любое производство - это такое дерьмо. Куча народу, все копошатся, бегут куда-то. И чаще всего(это наверное не только производства касается) те, кто вложили в организацию дела силы, время, и может душу, потом оказываются где-то в стороне, не у дел. И, как описано в книге, даётся всё это с таким трудом, что людей жалко становится. Понятно, что задача автора, некоего Дэвида Кэйли, состояла в том, чтобы показать, какой всё же классный концерн, этот Фольксваген. И местами ему удавалось выдавить у меня слезу. Особенно когда я читал о том, как после окончания войны рабочие завода, фактически лишённые какого-либо руководства, прятали от коварных англичан, в зоне оккупации которых завод и находился, оборудование. Чтобы те его не уничтожили или не вывезли с завода. Само по себе довольно странно звучит. Поверить трудно. Ведь оборудование для производства автомобилей, это не только отвёртки, гаечные ключи и молотки. Это и сварочное оборудование, и прессы, и покрасочное оборудование. Всё это довольно большие габариты имеет, как всё это можно было спрятать, ума не приложу. Либо немецкие рабочие, работавшие в тот момент на заводе, были очень смышлёные, либо англичане попались не очень умные. К слову говоря, на заводе, особенно к концу войны, работали в основном военнопленные и условия их труда и жизни не сильно отличались от концлагерных. Только быть сожжёнными в печи им не грозило.

Фольксваген связан с именем знаменитого Фердинанда Порше. Но в не меньшей, если не в большей степени, Фольксваген связан с именем Адольфа Гитлера. Припоминаете такого человека? Оказывается, именно по его инициативе была начата разработка автомобиля "для народа" и с целью его производства строительство завода. Людям предлагалось отчислять по 5 марок в неделю(примерно пятую часть заработка) на приобретение народного автомобиля когда-нибудь в отдалённом будущем. Все государства тем или иным способом измываются над своими гражданами. Мало кто из них, даже если остался жив после войны, сумел получить этот самый народный автомобиль, который по сути никогда народным и ни был. Только в 60-е годы двадцатого века Фольксваген стал выплачивать компенсации вкладчикам, если я правильно понял автора книги. Во время войны же завод выпускал на базе "народного" автомобиля военные машины для нужд армии. А сразу после войны бережливые и трудолюбивые немецкие рабочие Фольксвагена(тогда он немного по-другому назывался), лишённые финансирования и какого-либо грамотного руководства, вручную собирали автомобили и продавали их. Такое полукустарное производство, позволявшее оставаться заводу наплаву. Душещипательные истории о том, что во время бомбёжек могло пострадать сложное и дорогостоящее заводское оборудование, но по большей части и по счастливой случайности, не пострадало. А если бы пострадало, то и завода могло не быть. А ещё его мог приобрести FORD, но не приобрёл. В общем, забавно и занятно. То есть благодаря счастливому случаю Фольксваген выжил и кормился наследием Гитлера и Порше ещё более тридцати лет. Потом лафа закончилась и начались трудовые будни и самовоспитание, когда в муках и творчестве, а также в творческих муках, родилось у немцев понимание того, что на разных рынках существуют разные психологии, национальные особенности. Это вроде бы элементарно, но немцам из Фольксваген было трудно это понять, говорит автор. Они привыкли к тому, что в Америке(северной Америке) Фольксваген-жук продавался как бы сам по себе. Его принципиально не меняли никогда, за исключением нюансов в отделке и подвеске. Форма, общий дизайн, платформа, как принято говорить в автомобильном мире, да и двигатель, оставались почти неизменными.

А вся остальная часть книги посвящена задушевным историям о том, как много значит для людей по всему миру Фольксваген-жук, и как Сам Фольксваген под руководством разных крутых мужиков(имён я особо не помню) с переменным успехом вкладывал десятки и сотни миллионов американских тугриков в рекламу своей, как оказывается, не всегда очень качественной продукции. Особенно меня умилили долгие и подробные рассказы о том, какое увлекательное и сложное это дело - реклама. Какие там интриги плетутся, как рекламные компании борются за клиентов и как некоторым удаётся добиться успеха на этом поприще. А иногда не удаётся и тогда бедные Бренды так страдают, так страдают. У меня там тоже несколько раз слёзы навернулись. Правда мне больше думалось о том, что если бы пару миллионов мне отстегнули от рекламной кампании, то и бренд шибко не пострадал бы, и я был бы к бренду более ласков. Я мог бы, несмотря на мою природную лень, рекламировать Фольксваген среди знакомых. А так, ну Фольксваген, и Фольксваген. Машины то сейчас все на одно лицо, у уже довольно давно. Их скоро больше, чем людей будет. Им просто уже некуда отличаться друг от друга. Поэтому дальнейшее развитие автомобильного транспорта будет идти в направлении поиска альтернативных источников энергии и разработки соответствующих двигателей, в направлении экологичности и безопасности автомобилей, в том числе в направлении развития технологий как можно более полной переработки всех частей уже отслуживших своё автомобилей. А вот в чём с автором соглашусь, так это в том, что скорее всего в ближайшие десятилетия на рынке останутся несколько автопроизводителей, а остальные просто будут куплены ими.

Ну и конечно долгие, полные драматизма и душевного надрыва рассказы о том, как дилеры Фольксваген тоже копошились во всём этом дерьме. Кто-то "изменял" великому и милому бренду и начинал работать и с другими автопроизводителями, а кто-то тупо продолжал работать с Фольксваген, не приносящим прибыли. Но это продолжалось недолго. Великий бренд вновь возродился с помощью Пиха, внука Фердинанда Порше, и с помощью нового Жука, перестав быть корпорацией одного автомобиля. Это произошло в 90-е годы прошлого века с выпуском новых моделей автомобилей Фольксваген. Пих даже подумывал о "захвате" BMW. Вот какие страсти. Милые дамы, бросайте смотреть мыльные оперы и сериалы. Читайте книги об автомобильных брендах. Здесь вы с избытком найдёте то же самое. У того же Пиха, по слухам, 13 или 14 детей. Во даёт мужик. И интриги, и интимные подробности из личной жизни "верхушки" автоконцернов, и страсти, связанные с переманиванием "ценных" сотрудников из одной компании в другую.

Может я и ошибаюсь, но мне не кажется абсурдной мысль о том, что скоро автомобили будут играть роль пачки сигарет, выкурил и выбросил. Конечно, это преувеличение, но с налётом истины. В одном это сравнение неверно - дешёвых автомобилей быть не может. А в сигареты могут напихать дешёвый табак вперемежку с бумагой, завернуть в красивую упаковку и продавать по 1 доллару за пачку. С автомобилем такая штука не пройдёт. Чтобы он элементарно ехал, разгонялся и тормозил, и имел хоть какие-то удобства, надо в него труд вложить определённый. Наверное, цены на автомобили будут снижаться с увеличением их количества. Но ресурсов будет всё меньше. Стоимость утилизации и переработки старых автомобилей будет увеличиваться. Топливо будет дорожать. Ужесточающиеся требования по экологии и безопасности, будут вынуждать автопроизводителей вкладывать средства в совершенствование этих систем. С другой стороны автомобилизация будет нарастать. Количество автомобилей будет увеличиваться до естественного предела в 500-600 легковых авто на 1000 населения. То же самое произошло и с мобильными телефонами, и быстрее, чем кто-либо мог предположить. Сейчас мы можем выбирать сотовый телефон из громадного количества разных моделей разных производителей по ценам от 1000 р. до 40 т.р. Конечно, автомобиль это не сотовый телефон. Но, без всякого сомнения, его ждёт та же участь. Какие из встречных тенденций победят или просто возобладают, неизвестно. Думаю, мы это увидим лет через 20-30. Я даже, может быть, доживу. Чего и вам желаю. Интересно было бы посмотреть не только на то, что будет с автомобильной промышленностью, но и просто на то, какие будут тогда автомобили. И вообще, что будет тогда. Конечно, будет всё та же по сути суета вокруг хлеба насущного и споров между людьми и государствами о власти. Но, тем не менее, интересно.

<< Вернуться назад