Новости и полезная информация

Отработка трогания с места

 

Не секрет, что все начинающие водители, испытывают затруднения, а то и страх перед началом движения. А если это происходит на подъёме, и сзади подпирают другие автомобили, то это уже состояние близкое к панике. Машина скатывается назад, мотор глохнет, сзади дудят и… знакомая ситуация, не правда?
         Я хочу предложить Вам методику отработки трогания с места, которая позволит Вам освоить этот, казалось бы, не легкий процесс так, что Вы всегда будете быстро и уверенно трогаться, даже на подъем и даже без ручника.
          Итак, первое, забудьте всё, чему Вас учили. Как правило, учат одновременно отпускать сцепление и прибавлять газ, либо вообще без газа. Но новичку практически невозможно контролировать чёткость работы обеих ног сразу, тем более, что работать надо по разному, левая отпускает, правая нажимает. Без газа вообще беда. Чуть промахнулся и мотор опять, в который раз глохнет. Я думаю, что все вы это проходили. Курс вождения уже подходит к завершению, а с троганьем, все еще проблемы.
         Давайте начнем всё с начала. Но я акцентирую Ваше внимание на том, что разговор идет именно о трогании с места, без включения поворотников, предварительного осмотра перед началом движения и т.д. и т.п.
         Для начала разберёмся, что такое сцепление и зачем оно вообще нужно. Для простоты обойдёмся без всяких мудрёных технических терминов. К примеру, Вы заходите домой, в прихожей темно, протягиваете руку к выключателю, нажимаете на клавишу и загорается свет. Нажимаете ещё раз, свет гаснет. То есть на выключателе два положения: включено и выключено. Так же работает и сцепление, педаль нажата, машина стоит, оно выключено, педаль отпущена машина едет (при условии, что включена передача и естественно при работающем двигателе) в данном случае сцепление включено.
Казалось бы, как просто, медленно отпусти сцепление, и машина поедет, но не тут-то было, машина дёргается и мотор глохнет, либо трогается рывками. Перед Вашими глазами рисуется картина как вы вчера с вашим приятелем, опытным водителем, ездили по делам, он на Ваш взгляд вообще сцепление отпускал рывками но, тем не менее, машина плавно и уверенно начинала движение, и ни разу мотор не заглох. В чем же дело, может мне подсунули такой автомобиль? Нет, Ваш автомобиль в порядке, просто при работе с сцеплением надо знать некоторые тонкости.
И так, вот эти хитрости: ногу на педаль сцепления надо ставить так, чтобы работать основанием пальцев ноги (т.е. не стопой). При полностью выжатой педали нога почти прямая с небольшим изгибом в колене. Отпускать сцепление необходимо с отрывом пятки от полика автомобиля, т.е. работает сразу колено, а не голеностоп. В этом случае, как бы высоко не была расположена педаль, Вы отпустите её без проблем. Если пятку не отрывать, а работать сразу голеностопом, то получается такая картина: так как угол подъёма голеностопа достаточно ограничен, то дотягивать сцепление Вам всё равно придётся коленом, но при этом голеностоп уже задран и нога напряжена, в этом случае плавной и чёткой работы ногой не получится. Даже если угла подъёма голеностопа хватает чтобы сцепление полностью отпустить, Ваша нога обязательно будет проскальзывать по педали, и следовательно, чёткой работы всё равно не будет. Ну и в добавлению к этому, протертая подошва на левом ботинке. При отрыве пятки этого ничего не происходит. Попробуйте, убедитесь сами.
         Следующая хитрость: если разделить ход сцепления (когда вы его отпускаете) на этапы, то это будет выглядеть так: свободный ход – рабочий ход - свободный ход. Здесь нас интересует именно рабочий ход (это момент, при котором автомобиль начинает движение, назовем его точкой задержки, потому что именно в этом месте педаль необходимо придержать неподвижно на 2-3 секунды). То есть свободный ход необходимо пройти как можно быстрее. А вот когда начинается рабочий ход, несмотря на то, что педаль удерживается на месте, автомобиль начинает ускорятся. Если трогание происходит уверенно, значит ,вы чётко поймали ногой место задержки. Если достаточно вяло, то плавно приотпустите сцепление на 0,5-1 см. Рабочий ход сцепления это примерно 0.5-2 см. И так, основная хитрость это правильно поймать момент задержки. Вспомните вашего приятеля, который бросал сцепление, он просто быстро проходил свободный ход и фиксировал сцепление на точке задержки. И так, теперь все хитрости сцепления вы знаете, и далее поговорим о газе.
            На ровном участке дороги, без подъема, когда под колесами нет ни ям, ни бугров, и никаких других препятствий, вполне возможно трогаться работая одним сцеплением. При условии, что вы овладеете этим процессом идеально. Но ситуация в корне меняется когда Вы не всегда чётко работаете сцеплением, существуют выше перечисленные препятствия, либо вам необходимо быстро тронуться с места, по различным причинам. В этом случае вам необходимо добавить газ, чтобы увеличить мощность двигателя. Но вот когда это делать, в какой момент?
Практически добавлять газ и работать сцеплением нужно одновременно. Пока сцепление доводится до точки задержки, газ уже должен быть. Но вы можете сказать: «Вы же сами раньше говорили, что для новичка уследить за двумя ногами сразу очень трудно, а теперь?» Все правильно, но я говорю  о конечном результате, которого вы достигнете, использовав ,упражнения, которые я Вам сейчас  представлю. От Вас требуется желание, упорство и некоторое количество времени. Для более эффективной отработки движения ног при трогании, давайте разделим эти движения на несколько этапов. Начнем с левой ноги, т.е. работа сцеплением быстро, но не рывками, плавно, но не медленно. 
Упражнение 1.
Автомобиль стоит заторможенный ручником. Двигатель не работает. Резко нажмите сцепление до упора и плавно отпускайте, сразу отрывая пятку от пола. Следите за тем, чтобы нога двигалась плавно, не допуская ни малейших рывков, так как при любом рывке вы можете проскочить точку задержки, и в реальной ситуации мотор заглохнет. После того как педаль отпущена до конца, уберите с нее ногу и поставьте слева. Тем самым, Вы отрабатываете попадание ноги на сцепление и плавный ход педали при отпускании. Никогда не оставляйте ногу на сцеплении когда Вы не работаете педалью. В противном случае, это создает дополнительное напряжение ноги (она ведь висит над педалью) и как следствие усталость, которую вы вначале не замечаете. Чтобы в этом убедиться попробуйте дома, сидя в кресле даже опираясь пяткой на пол, задерите голеностоп и подержите так минут 15. После этого ваша нога просто онемеет. Кто не верит, испытайте. Кроме этого при постоянном поджатии ногой педали, которую Вы используете как упор для своей ноги, срок службы самого механизма сцепления катастрофически сокращается, а замена естественно требует финансовых затрат.
Упражнение 2.
Ситуация та же. Но теперь, когда вы отпускаете педаль сцепления, зафиксируйте её в любом месте и удерживайте в этом положении 2-3 секунды. При этом вовсе не обязательно иметь секундомер. Считайте, например 121 – 1 секунда, 122 -2 секунда, 123 -3 секунды. Затем быстро, но плавно отпускайте педаль до конца и убирайте с неё ногу. Итак, подготовительный этап закончен.
Упражнение 3.
Двигатель работает. Включена 1-я передача. Сцепление выжато. Плавно отпускайте педаль сцепления до тех пор, пока машина не начнет движение, а далее, как в упражнение 2, зафиксируйте педаль в этом положении на 2-3 секунды и отпустите ее до конца. Если при этом не было рывка, значит, Вы всё сделали правильно, если рывок был, то Вы просто не совсем чётко поймали момент задержки. Чтобы остановиться выжмите до конца сцепление и правой ногой плавно нажмите на тормоз. Кстати об остановке: чтобы машина встала не резко, перед тем как она вот- вот остановится, чуть ослабьте давление ноги на тормозную педаль. В противном случае остановка будет резкая и грубая. Отрабатывайте упражнение 3 до тех пор, пока трогание с места не станет уверенным. Если не получается, то возвращайтесь к упражнению 1 и 2.  При отработки упражнения 3 вовсе не обязательно иметь большую площадку, можно двигаться по кругу или вперед - назад. Остановка при движении назад, так же как и вперед.
После того как упражнение 3 освоено, приступайте к упражнению 4
Упражнение 4.
Отработка рабочего хода сцепления.
Автомобиль стоит на маленьком подъеме, двигатель работает, сцепление выжато, включена первая передача. Удерживайте автомобиль от скатывания назад педалью тормоза. Отпускайте тормоз, автомобиль начинает откатываться назад. Плавно, но быстро (по возможности) отпускайте педаль сцепления до тех пор, пока автомобиль не остановится. Если после остановки начнётся движение вперед, чуть – чуть прижмите педаль сцепления. Помните, что рабочий ход педали 0.5 – 2 см. Ваша задача научиться работать сцеплением в этом диапазоне. Когда идет откат назад, отпускайте сцепление, когда движение вперёд, слегка прижмите. То есть добейтесь такого результата, при котором движение и остановка полностью контролируется работой сцепления. Далее, опять выжмите сцепление и откатитесь назад на исходную позицию и опять остановите автомобиль при помощи сцепления. Повторяйте это упражнение до тех пор, пока не почувствуйте уверенность при работе сцеплением.
Упражнение 5.
Работа с педалью газа.
Двигатель работает, передача выключена, сцепление отпущено, автомобиль стоит. Плавно, но уверенно, нажимайте на педаль газа и при этом слушайте двигатель. Как только Вы почувствуете, что двигатель гудит ровно и мощно, зафиксируйте педаль в этом положении. Если Ваш автомобиль оборудован тахометром, то на первоначальном этапе можно свои слуховые ощущения контролировать, поглядывая на него. Для обычного трогания с места, достаточно 1500 – 2500 оборотов. Но, ни в коем случае нельзя при начале движения смотреть на тахометр, так как это отвлекает ваше внимание от дорожной ситуации. Поработайте газом, чтобы быстро, сразу попадать в нужный диапазон оборотов уже не глядя на тахометр.  Далее, попробуйте поставить ногу на педаль тормоза и с переносом с тормоза на газ так же чётко ловить необходимые обороты двигателя.
И так, после того, как вы освоили работу сцеплением и газом, перейдем к заключительному этапу.
 
Упражнение 6
Быстрое трогание с места.
Автомобиль стоит, двигатель работает, сцепление выжато, включена первая передача.
1.    Нажмите на газ. Начинать необходимо с газа, так как если Вы на холостых оборотах двигателя при работе сцеплением проскочите точку задержки, то мотор заглохнет. С газом этого не произойдет. Автомобиль резковато, но поедет. Если Вы переборщите с газом, не надо пытаться корректировать обороты (см. пункт 2).
2.    Максимально быстро отпустите сцепление до точки задержки.
3.    Зафиксируйте педаль сцепления на 2-3 секунды (счет 121-122-123)
4.    Отпустите сцепление до конца.
5.    Поставьте ногу слева от педали.
Отработайте это упражнение на ровном участке. Потом делайте то же упражнение, но начинайте с отпускания тормоза и переноса ноги на газ.
Как только почувствуете что всё, начинает получатся, попробуйте на подъёме.
 
Методист инструктор АМК.
Сергей Соковых

 

 

<< Вернуться назад